Забавная эта штука – символизм в архитектуре. При желании едва ли не что угодно можно подвести под какую-нибудь философскую базу.
Может быть, так действительно повышается шанс продать проект? Не важно. Для нас главное, что результат получается захватывающим.
Вполне вероятно, что архитектурной доминантой того района Шанхая, где будет проводиться всемирная выставка World Expo 2010 станет удивительное высотное здание, спроектированное датскими архитектурными компаниями Bjarke Ingels Group и Julien De Smedt, при участии ряда других фирм.
Датчане подали заявку на проект так называемого «Народного здания» (People’s Building) – культурного и спортивного центра с гостиницей.
Причём они постарались учесть как официальную тему всемирной выставки – «Лучший город, лучшая жизнь» (Better City, Better Life), так и пожелание хозяев – в сооружениях World Expo должны проглядывать китайские традиции, дух, в общем – специфика.
Авторы датского варианта «Народного здания», несомненно, вспомнили, что китайские иероглифы, по сути, есть картинки, и они, в некотором смысле, есть и архитектурные формы.
Так что стилизованные пагоды и прочие очевидные ходы были датчанами отброшены.
Раз здание будет «народным», то вот вам: огромный культурно-гостиничный комплекс выполнен в виде двух наклонных корпусов, сливающихся вверху в единое целое.
А всё это вместе образует иероглиф «ren» (в русской транскрипции — «жэнь»), что и означает «люди» («человек», в другом варианте прочтения).
Получилось «Здание Жэнь», то есть — REN Building.
REN Building не только впечатляет внешне.
Чтобы сильнее очаровать хозяев выставки, архитекторы заложили в него сразу несколько символов, ассоциативно связанных с понятиями «жизнь» и «город» (тему выставки помните?).
Так, просвет под зданием (вид с фасада) напоминает китайский иероглиф «огонь», вид сверху на площадку под зданием – символ «земля», волнистая крыша в основании сооружения – отсылает зрителя к «воде», круглые окна – к «металлу».
Но на этом символы не заканчиваются.
«Первая башня, вырастающая из воды, посвящена действиям человеческого тела, и предоставляет кров спортивному и водному центру. Вторая, вырастающая из земли, посвящена духу и просвещению.
Она предоставляет кров конференц— и культурному центру. Эти два здания «встречаются» в отеле на тысячу номеров», — так расписывают авторы REN Building начинку своего сооружения.
Данный проект является прекрасной иллюстрацией пересечения иконографии и архитектуры.
При том, что в значительной степени такое решение комплекса родилось по воле случая.
По некоторым данным, такое или похожее здание, только меньшего размера, датчане спроектировали для своей родной страны, но проект, что называется «не пошёл».
А тут подвернулась всемирная выставка. Осталось только подметить сходство высотки с иероглифом «жэнь» и дотянуть облик здания в нужную сторону.
Особо стоит отметить очаровательные «пузыри» или «кружки», за которыми проглядывают застеклённые этажи.
В последнее время нечто очень похожее стало если не модным, то распространённым.
Мы уж не говорим о гигантском «куске пены» – новом олимпийском бассейне в Пекине.
Большие круги на стенах, служащие и элементом дизайна и, очевидно, частью несущей системы здания, промелькнули сразу в нескольких симпатичных проектах.
Из них хочется упомянуть два самых свежих.
Первый — это 25-этажная башня COR, которую спроектировали для Майами компании Chad Oppenheim architecture + design, Buro Happold и Ysreal Seinuk. В этом «зелёном» здании разместятся апартаменты, офисы, кафе и магазины.
«Зелёное» оно потому, что включит в свой состав солнечные батареи и ветровые турбины, а также — солнечные коллекторы для нагрева воды.
Строительство COR должно начаться нынешним летом, а завершиться — в 2009-м.
Второе любопытное сооружение с «пузырьками» – это 22-этажное офисное здание O-14, которое строится сейчас в Дубае по проекту компании RUR Architecture.
Здесь стена (вся в огромных «дырках», как швейцарский сыр) служит не только элементом дизайна и несущей системой, но ещё и элементом пассивного охлаждения. Между этой стеной и стеной стеклянной, внутри, оставлен зазор для свободного прохождения нагретого воздуха.
Архитекторы, придумавшие башни для Майами и Дубая, официально не закладывали в свои пузырчатые здания столько «скрытого» смысла, сколько придумали датчане. Но мы можем догадываться, какие ассоциации из мира природы (улей, соты) или человеческого общества (круг общения, например), бродили в головах художников.
Так или иначе, а проекты в США и ОАЭ точно будут реализованы. О воплощении же огромного небоскрёба-иероглифа пока ничего сказать нельзя. А жэнь.
То есть, а жаль. До открытия выставки осталось не так много времени.