Интересное

Мнение архитектора с мировым именем о застройке Киева

Мнение архитектора с мировым именем о застройке Киева


05 Июль 2013

Мнение архитектора с мировым именем о застройке Киева
«Европейскость» украинской столицы — пока лишь «устремления» и заявления политиков, чаяния бизнеса и киевлян. Наше видение «европейскости» отнюдь не истина в последней инстанции.

Более объективен взгляд со стороны. Точка зрения человека, внесшего огромный вклад в развитие мировой архитектуры.

Каким должно быть развитие Киева, об архитектурной и градостроительной ситуации в столице — размышления Рикардо Бофилла, основателя и руководителя мастерской Taller de Arquitectura, автора проектов в более чем 50 странах мира.
— Отслеживаете ли вы градостроительную ситуацию в Киеве?

Какие, на ваш взгляд, значимые события произошли за последние несколько лет?
— Киев сейчас находится на начальном этапе градостроительного развития. Такие периоды сложно определить во временном масштабе, так как они зависят от экономических и политических факторов.

Но применительно к градострои¬тельным изменениям можно говорить о 20 годах. Рынок недвижимости города только начинает формироваться, его нельзя назвать зрелым и достаточно организованным.

Поэтому пока рано судить о каких то крупных урбанистических или градостроительных переменах. Хотя возможности для этого существуют огромные.

— Ваше мнение о развитии украинской, киевской архитектуры, наших архитекторах в разрезе сложившейся градостроительной ситуации?
— Украинские архитекторы очень заинтересованы в развитии Киева. Мне кажется, в городе сложилась очень серьезная зодческая культура.

Но развитие украинской архитектуры, аналогично процессу в градостроительстве, находится на начальном этапе. В мировом масштабе пока рано говорить о достижении совершенства. Сейчас ваша архитектура достаточно эклектична, по сути — смесь украинской и журнальной.

У вас хорошие архитекторы, но архитектура пока не на том уровне, которого заслуживает Киев. Увы, в Украине пока даже не происходит тот процесс, который начался много лет назад в Испании и других странах, стремившихся заявить о себе на мировом уровне.

Приведу пример города Бильбао. После металлургического и текстильного кризиса город пришел в упадок — грязный, запущенный, неприятный. Был создан проект реконструкции лишь одной его части.

Музей современного искусства Гугенхайма (построен в 1997 г., архитектор — Фрэнк Гэрри, стоимость реализации — порядка $100 млн, — ВВ) стал «первым камнем» на этой территории. Сегодня это сооружение — одно из важнейших зданий последних лет в мировой архитектуре в целом.

Проект позволил Бильбао занять достойное место на мировой карте городов. Сейчас, чтобы увидеть Музей, город посещают туристы со всего мира.

— В некоторых архитектурных кругах иногда ставится под сомнение необходимость привлекать зарубежных архитекторов для работы в Украине. Что говорит об этом мировой опыт?
— В моей мастерской очень мало испанцев, работают люди двадцати национальностей.

Я — сторонник открытых культур, и не верю в закрытые культурные пространства. Нужно выбирать из разных стран и городов лучших специалистов, а не только местных. В Барселоне из ста работающих архитекторов восемьдесят были иностранцами.

Для барселонских архитекторов, несмотря на их достаточно высокий профессиональный уровень, сложилась опасная ситуация. Но именно такая пропорция вывела архитектуру города на очень высокий уровень — были созданы здоровая конкуренция, атмосфера, климат, позволившие в итоге Барселоне стать музеем архитектуры.

В Париже периода правления Миттерана работали многие иностранные архитекторы, что подняло уровень французской архитектуры. Но сейчас архитектурная ситуация во Франции снова начинает «падать» — в стране работают в основном местные специалисты.

Пекин в истории архитектуры развивался максимально быстро — 10-15 лет. В тот период в городе работало множество больших проектных институтов, но без авторской архитектуры.

В стране приняли закон, который запрещал китайским архитекторам проектировать здание без зарубежного партнера. А сейчас технологии строительства в Китае сделали огромнейший скачок, в Пекине стало возможным строить здания, абсолютно идентичные лондонским или берлинским.

Появляются китайские архитекторы высочайшего уровня, как это было в Японии. Уверен, в скором времени на мировую арену выйдут китайцы звезды мировой архитектуры. В России ситуация сложнее.

Существует корпоративная система высокого уровня, но чрезвычайно закрытая. В стране есть проблема — там забыли, как строить. Я даже не уверен, нравится ли русским строить…

— Какие градостроительные вопросы нужно решить столице Украины в первую очередь?
— Отмечу, что применять к развитию Киева модель радиаль¬ного развития города, например московскую, крайне опасно. Нельзя допустить, чтобы Киев превратился в радиоцентричный город.

У него есть прекрасная река, которая определяет силуэт города, рисует его линию. Поэтому фундаментальное развитие должно отталкиваться от этого параметра.

Кроме того, нужно уделить большое внимание соотношению центра и окраин, иначе в какой то момент эта проблема может стать неразрешимой.
— Что подразумевается под проблемой соотношения центра и окраин? Чем это может грозить Киеву?

— Это самая сложная проблема современных городов. Сегодня в Европе есть примеры только поражений. Так, в Париже проблема неправильного соотношения окраин и центра имеет большие негативные последствия.

Да, историческая часть французской столицы хорошо спланирована, но по¬строенные по типу гетто окраины — очень опасные районы. Живущие там люди отрезаны от города социально, они ненавидят место, где живут, а остальные парижане ненавидят их. Это провоцирует конфликты.

В то же время в Барселоне ситуация сложилась несколько иначе. После свержения режима Франко было решено привести в порядок инженерную инфраструктуру города. Затем приняли стратегический план кардинального изменения всей инфраструктуры — город развернули в сторону моря.

Процесс, толчком к которому послужили Олимпийские игры 1992 года, длился 15-20 лет. С установлением демократии в Испании социальное жилье для бедных не группируют отдельными кварталами, тем самым избегая проблемы социальной обстановки в «бедных» районах.

Такие дома размещают в разных районах, вписывая их в существующую среду. Функциональный и социальный типы должны быть объединены. Например, за последние 7 лет в Каталонию приехало около 1,5 млн эмигрантов из Африки, Пакистана, Китая.

Эффективная форма интеграции этих людей в существующий регион и успешное «смешивание» новых горожан со старожилами позволили избежать проблем «криминальных» гетто.
— Актуальный для нашего города вопрос: насколько, по вашему мнению, в центре, исторической части Киева уместно возведение высоток?

— Высотные здания можно строить. Плохо то, что возводят их хаотично. Высотки — изобретение европейское. А в «типологию» их превратили американцы.

Высотки успешно функционируют, когда находятся в определенном месте, при этом несколько таких зданий сгруппированы, сконцентрированы в этой зоне. Размещение же высотных зданий «где угодно» портит силуэт города.

А ведь skyline, силуэт — именно то, что позволяет «считывать» город, запоминать его. Кстати, с реки город видится наиболее четко.
— В Киеве есть предложения строительства высоток в 40-60 этажей на более плоском Левом берегу, практически «у кромки».

Правильно ли это с градостроительной точки зрения?
— Не видел этого проекта. Но в целом могу сказать: подходить к этому надо очень деликатно и осторожно.

Если есть такой проект, нужно проследить, чтобы он был четко локализован и не имел возможности последующего расширения. Застроить весь берег по линии высотками было бы глубочайшей ошибкой.

— Вы — автор проекта многофункционального комплекса по Кияновскому переулку (Пейзажная аллея). С какими особенностями проектирования вы столкнулись?
— Работая над этим проектом, каждый раз открываю для себя что то новое.

Перепады рельефа, холмы, историческая зона с мощным средневековым слоем требуют очень бережного, деликатного отношения. Территория застройки — загадочное место, имеющее свою харизму. Мы очень осторожно и тщательно работаем в этой зоне.

Не хотелось бы, чтобы архитектура воспринималась как старая, и мы попытались придать ощущение современности — организовываем пространство и органично вписываемся в ландшафт. Я хотел сделать здесь сад, естественный рельеф и наметить перспективы дальнейшего развития этой территории, сохранив фантастическую ауру места.

Изначально было решено: главное — сохранить ландшафт и зеленый массив, поэтому застройка займет небольшую часть участка. Мы стремимся интегрировать объект так, чтобы он не нарушал рельеф.

Мы посчитали своим долгом изучить историческое прошлое этой территории, чтобы создать современную архитектуру комплекса, но с глубокими местными традициями. Все мои проекты — это попытка восстановить местную, национальную составляющую в архитектуре, при этом создавая современный объект.

— Сложно ли работать на киевских рельефах?
— Вовсе нет. Это российское или французское влияние, где считается, что ровно — значит, просто и легко. Но это не всегда так. В эпоху Возрождения в Италии все здания строились на вершинах холмов.

Собственно, итальянцы Возрождения дали миру пример идеального города. Киевские склоны очень приятные и легкие. В Киеве надо адаптироваться к рельефу и склонам — город от этого только выиграет.