Легенда рассказывает, что первая попытка построить самую высокую башню провалилась. Эта затея вызвала гнев неба, в итоге случилось смешение языков, и люди перестали понимать друг друга.
Прошли тысячелетия, и история повторилась. Только это привело не к лингвистическому кризису, а к многомиллионным потерям. Но всё равно неприятно.
Хорошо ли было известно в северокорейской компании Baekdu Mountain Architects & Engineers библейское предание о вавилонском бедствии – сейчас уже и не узнать. Но, так или иначе, её владельцы в 1987 году надумали начать в Пхеньяне строительство одной из самых высоких в мире гостиниц.
Можно, конечно, было обойтись и без этого проекта, но в 1986-м одна южнокорейская компания приняла участие в строительстве гостиницы-небоскрёба Swissôtel The Stamford в Сингапуре, и такое нельзя было оставить без ответа.
Северокорейское здание назвали «Рюгён» (Ryugyong Hotel) – в честь одного из старинных названий Пхеньяна, что буквально значит «столица ив».
Строить решили с небывалым размахом. Гостиница состоит из трёх крыльев, сходящихся к центру, каждое из которых имеет в ширину 18, а в длину – 100 метров.
Особенно интересна сорокаметровая верхушка, состоящая из 8 вращающихся и 6 самых верхних неподвижных этажей.
Всего 105 этажей общей высотой в 330 метров, что куда внушительнее Swissôtel, «набравшего» 73 этажа да 226 метров. Но дело было не только в конкуренции – власти Северной Кореи посчитали, что «Рюгён» может оказаться весьма прибыльной конструкцией.
Ради дохода с гостиницы было решено привлечь иностранных инвесторов, для чего была создана целая фирма Ryugyong Hotel Investment and Management Co. Им были даже готовы сделать кое-какие поблажки – разрешить им открыть там казино и ночные клубы, что для этой страны просто беспрецедентно.
Хотя, конечно, подобные заведения могли бы там легко затеряться – в сумме площадь отеля должна была составить 360 тысяч квадратных метров.
Ожидалось, что благодаря этому предприятию удастся получить нешуточную прибыль — $230 миллионов.
Строительство осуществлялось в оптимистичном темпе. По крайней мере, об этом свидетельствовали планы правительства об открытии гостиницы ко Всемирному фестивалю молодёжи и студентов 1989 года.
Расходы тоже оказались впечатляющими – на возведение железобетонной конструкции было потрачено $750 миллионов. По оценкам японских экономистов, эта сумма составила 2% валового внутреннего продукта КНДР. «Рюгён» даже попал на корейские почтовые марки и на туристические карты Пхеньяна.
Да вот незадача – к этому времени начались накладка за накладкой. О себе давали знать разные проблемы: то недостаток финансирования, то отключения электричества, то дефицит стройматериалов.
В конце концов, в 1992 году строительство было полностью прекращено.
Внутри здания так и не провели никаких коммуникаций. Само собой, оконных блоков тоже установили.
В общем, на настоящий момент это всего лишь корпус из бетона. Однако после долгого молчания строители «Рюгёна» недавно решили, что строительство неплохо бы возобновить.
Для этого, правда, понадобятся какие-то $300 миллионов, но инвесторов, желающих поделиться такой крохотной суммой, почему-то так и не нашлось.
Наверное, не последнюю роль в этом сыграло утверждение немецкой компании недвижимости Emporis.
Та заявила, что гостиницу уже не получится использовать – в частности, из-за низкого качества бетона, делающего эксплуатацию здания небезопасной.
Хотя здание и стало самым высоким в Северной Корее, после такого сообщения довольно сомнительно, что появится хоть кто-то, решившийся поучаствовать в его достройке.
Разве что сами корейцы вдруг найдут у себя для этого какие-то силы и ресурсы.
Но в любом случае этот нелепый архитектурный опыт не прошёл даром. Для одних он стал очередным символом тоталитарного режима.
Для других – в основном художников и дизайнеров – объектом для эстетических упражнений. Правда, только на компьютерных моделях – близко к гостинице не подпускают. Возможно, радует здание и любителей филателистических редкостей.
К слову, «Рюгён» нашёл «применение» в компьютерной игре Mercenaries: Playground of Destruction, где оказался незаменимым фрагментом пейзажа.
Пока нет полной уверенности насчёт судьбы отеля: будет ли он снесён, найдут ли ему применение, или он просто уйдёт в безвестность подобно всё той же вавилонской башне.
Все события, которые развиваются вокруг «Рюгён», происходят уж слишком медленно.
А тем временем продолжает потихоньку ржаветь подъёмный кран, оставшийся на самой верхушке здания, которую пока так и не «научили» вращаться…