Современного человека все чаще охватывает желание чистоты и совершенства, тяга уйти от перегруженного вещами мира, погрузиться в состояние покоя и гармоничной пустоты. К сожалению, сегодня обжитой дом часто забит вещами, давно не радующими глаз и душу — их просто жалко выбросить.
Устав от бессмысленных перестановок и изнуряющей уборки в лабиринтах заставленных мебелью комнат, вдруг понимаешь, что ты уже почти созрел для минимализма — стиля пустоты, воздуха и света.
Несмотря на предельную лаконичность форм, простые правильные линии, полное отсутствие декора и ясность композиции, этот стиль может быть легкомысленным и беспечным, как летняя поляна или бескрайним и влекущим, как ночное небо.
А если душа требует неторопливой гармонии и открытого пространства для медитаций, минимализм дает возможность построить свой мир по законам японского интерьера.
Попадая в традиционный японский дом, поначалу чувствуешь некий дискомфорт от незанятого пространства.
И только потом начинаешь понимать, что все здесь пронизано глубочайшей философией, основанной на древнейших восточных учениях о постижении Истины через внутреннюю сосредоточенность, не терпящей суеты. Поэтому в японском доме минимум мебели и других предметов быта, минимум декора, минимум всего, что занимает место и распыляет внимание.
В нем категория красоты переходит в категорию пустоты, но пустоты обдуманной, неслучайной. Но эта пустота обманчива.
Она лишь подчеркивает очарование того немногого, но истинно прекрасного, что есть в доме, отдает предпочтение внутреннего изящества вещей их внешнему великолепию. Каждая вещь в японском интерьере уникальна, и не только своими художественными достоинствами, а потому, что сделана руками мастера.
Она становится тем самым бесценным произведением искусства, которое японцы называют «мэйбуцу» и которой отводят самое почитаемое место в доме. А какое место в доме наиболее почетно? Безусловно, это некий алтарь, к которому устремляются все помыслы и мечты обитателей дома.
В японском доме — это токонома: высокая ниша в стене, слегка приподнятая над уровнем пола, в которую помещают самое дорогое и прекрасное — мэйбуцу. Мэйбуцу может быть вдохновенной икебаной, драгоценной куклой или простой керамической вазой — да чем угодно — главное, чтобы эта вещь согревала своим теплом, потому что она является единственным украшением комнаты и центром притяжения, придающим композиции законченный вид.
Средневековый японский дом — это открытое пространство, ограниченное лишь опорными столбами, где отсутствуют стены, и где пейзаж является естественным продолжением интерьера. Поэтому и стиль, основанный на этих традициях, предпочитает натуральные природные цвета: теплые оттенки опадающей листвы, земли, травы.
Здесь, как и в саду, много дерева с его живой корой и замысловатыми сучками. Уют и тепло создают бамбук, лоза, солома, рисовая бумага- В природе редко встречаются «вылизанные» новенькие «вещицы», поэтому камень в японском интерьере неровный и бугристый, а металл — матовый или покрыт патиной (причем, иногда не от старости, а благодаря высоким технологиям).
Принцип традиционной японской эстетики Саби утверждает, что прекрасно лишь то, что имеет неповторимое лицо. Причем неповторимость вещи может быть понятна только живущим в доме (а японская философия строит дом в первую очередь для его обитателей и не рассчитывает на случайных гостей), поэтому бабушкина этажерка, на которой в детстве стояли Ваши любимые сказки, более ценна, чем новая, купленная в модном салоне.
Ведь ей можно любоваться и вспоминать, вспоминать-
Желающим построить свой дом по японским законам, есть над чем задуматься. Возводить дом без стен и мебели — вред ли кто решиться.
Японский интерьер может быть очень функционален и практичен, если не пытаться механически перенести его в московский дом, а творчески переосмыслить в соответствии с нашими привычками и условиями. Причем не всегда он требует больших затрат — скорее, свежего взгляда на привычные вещи.
Первая задача — расширить пространство. Даже те квартиры, которые считаются у нас элитными, «нарезаны» на комнаты и комнатушки.
Поэтому любое серьезное переоборудование жилища разумный новосел начинает со сноса стен и перегородок, тем самым создавая в своем доме не комнаты, а функциональные зоны, разделенные легкими мобильными перегородками, разными фактурами отделки стен, локальным освещением. Японский стиль условно делит пространство, используя занавеси и ширмы.
Выполненные из самых современных материалов, которые отталкивают пыль и не выгорают на солнце, они придадут пространству легкость и прозрачность. Но японский стиль ни в коем случае не лишает человека возможности уединиться и предаться размышлениям.
Для этой цели японцы чаще всего используют седзи — затянутые рисовой бумагой или забранные матовым стеклом панели, разделенные на ровные клеточки деревянными планками. Конструкция эта достаточно легкая, пропускает свет, ее можно легко отодвинуть и, мгновенно покинув уютный уголок, оказаться в гостиной, где веселятся гости.
Полупрозрачные седзи играют еще одну очень важную роль в японском интерьере. Сложные тени, которые отбрасывают деревянные решетки-переплеты, плавный переход от сумрака внутренних покоев к залитым светом солнца просторам помещений с большими окнами создают с одной стороны призрачные и, в то же время, четкие границы.
Свет в японском интерьере — это не просто освещение помещений, это часть композиции. Простые лампы накаливания, заключенные в рисовые и бумажные абажуры, создают мягкий и рассеянный свет, не бьющий в глаза, но подчеркивающий каждый элемент интерьера.
Света в японском доме очень много. А мебели мало: диван, низкий журнальный столик, деревянная тумба или этажерка, которая вполне может играть роль токонома, низкая кровать или матрас на полу (японцы называют его «тотами»).
Главное, чтобы мебель была выполнена из природного материала, ведь гармония с природой — корень, из которого произросла не только конструкция, но и эстетика, и философия традиционного японского жилища. Паркет из бамбука, покрытие из растительного волокна — кокоса, болотного тростника — изысканные аксессуары в виде причудливо изогнутого корня или шкатулки из натурального камня расставят необходимые акценты в наполненном воздухом пространстве.
Все вещи и домашняя утварь спрятана в шкафах, обычно встроенных. В доме чисто и светло.
Разудалой русской душе может показаться, что пустынное царство идеального порядка — это слишком скучно.
Естественная простота является сущностью японского интерьера, к которой легко привыкнуть и которой трудно пресытиться. Идеальный восточный дом — это помещение, где кроме пространства, фактур, света и нескольких очень точно найденных акцентов, царят созерцание, возможность расслабиться и углубиться в себя. Тем, кто не мыслит своей жизни без суеты, этот стиль не подходит.
(по материалам журнала «Домовой»)