Этот летящий над утренним туманом дом нарисовал один из самых известных архитекторов XX века Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright). Он выполнил несколько черновых эскизов, но возвести дом не успел.
Через полвека после смерти мастера его ученик завершил замысел учителя и построил особняк точно таким, и в точности там, как задумывал великий американский зодчий.
Эта удивительная история началась в 1995-м, когда супруги Джо и Барбара Массаро (Joe, Barbara Massaro) купили 11-акровый остров на озере Махопак (Lake Mahopac) в Нью-Йорке.
Оказалось, что вместе с островом шло и нечто антикварное – несколько эскизов красивого дома. Разобравшись с записками и рисунками, супруги ахнули – это были наброски знаменитого архитектора Фрэнка Ллойда Райта и показывали они коттедж, который более полувека назад Райт намеревался построить для тогдашнего владельца острова.
Скалистый край острова. Стремительные линии сооружения, частично нависающего над водой и обращённого своим «носом» к открытому горизонту… Это было восхитительно. Массаро загорелись идеей воссоздать задуманное.
И обратились они, вполне закономерно, к Томасу Хайнцу (Thomas A. Heinz) из Американского института архитектуры (The American Institute of Architects), известному ученику Райта и самому крупному специалисту по наследию этого зодчего. Хайнц лично сфотографировал и задокументировал почти 500 зданий Райта и участвовал также в реконструкции ряда его несбывшихся проектов.
Воскресить по оставшимся наброскам и схемам «Дом на озере Махопак» (Lake Mahopac house, так назывался проект)! Это ли не мечта для архитектора, посвятившего Райту гору своих книг?
Хайнц взялся за работу.
Ему предстояло то, что можно назвать проектированием в обратную сторону. Ведь для возведения коттеджа нужен был детальный архитектурный проект, пригодный непосредственно для работы строителей.
А наследие Райта, касающееся дома над озером, состояло лишь из нескольких общих набросков, масштабных, не слишком точных планов этажей и ряда сечений.
Не было никаких примечаний, никаких пояснений относительно материалов или тонких структурных деталей.
Причём, если большинство проектов Райта «следовало» за прямоугольной или квадратной сеткой, линии этого дома, в плане, базировались на сложной системе 1,52-метровых равносторонних треугольников.
Хайнц провёл целое расследование.
Он побывал на острове, чтобы точно вычертить сложную местность, где Райт хотел возвести этот дом. Потом посетил несколько строений, которые Райт нарисовал именно «на треугольной сетке» и построил (между 1947 и 1953 годами).
Хайнц даже нашёл и внимательно перечитал письма, которыми Райт обменивался с оригинальным заказчиком «Дома на озере Махопак», чтобы максимально точно понять замысел более чем полувековой давности и воссоздать в бетоне и стекле не «свою интерпретацию», а «реставрировать» оригинальный проект.
Тут-то в дело вступил XXI век «в лице» компьютера от Apple (не зря описание проекта размещено на сайте этой компании) и кучи разного софта, в частности, Archicad.
Воссоздав виртуальный дом в трёхмерной среде, архитектор вертел его так и эдак, проверяя, чтобы планы и разрезы с разных ракурсов точно соответствовали наброскам Райта.
Компьютер позволил Хайнцу выявить малейшие несоответствия в планах и синтезировать рабочие чертежи.
Возведение дома также отняло немало усилий. Так, для транспортировки стройматериалов потребовалось подождать замерзания воды на озере и построить специальные сани.
А огромный консольный пол сооружения потребовал 36-часового непрерывного литья бетона, иначе не удавалось получить нужной прочности.
В результате над озером поднялся дом Райта, блестяще показывающий его фирменный стиль органичной архитектуры: дом и обнимал склоны острова, и парил над водой.
Нельзя не отметить стилистическое сходство «Дома над озером» и «Дома над водопадом» (Fallingwater), известнейшим творением того же Райта. Оба этих сооружения составляют очаровательный ансамбль с окружающей местностью. Но «Дом над водопадом» был закончен в 1939 году.
Своего «духовного» родственника он ждал почти семь десятилетий.
Хайнц говорит, что когда он впервые встал под гигантскую сотообразную стеклянную крышу «Дома над озером Махопак», волосы зашевелились у него сзади на шее (именно так), ведь это был дом, созданный не им, но давно умершим гением.